Особую трудность в письменной речи вызывают безударные окончания глагольных форм. Но эта проблема решаема, если пишущий человек знает, какие из глаголов относятся к тому или иному спряжению и помнит особенности их формоизменения. 

Далее будет изложен материал, освещающий некоторые значимые вопросы, касающиеся спряжения глаголов и правописания их личных окончаний.

Что это такое?

Понятие «спряжение» появилось в русской грамматике в семнадцатом веке. В лингвистическом понимании «спрягать» – изменять глагольное слово с учетом временных категорий, а также – лица, числа и наклонения. 

Следовательно, спряжение – это изменение инфинитива личными формами ед. и мн. числа наст. и прош. времени, а также – повелительного наклонения. 

Для примера можно рассмотреть формоизменение глагола «говорить»:   

  • изъявительное, настоящее время: говор(-ю/-ишь/-ит/-им/-ите/-ят);
  • прошедшее: говорил(-а/-о/-а/-и); 
  • повелительное наклонение: говор(-и/-ите). 

Следует отметить, что спряжение глагольных словоформ в буд. времени происходит несколько иначе, а именно: к инфинитиву добавляется вспомогательный глагол «быть», который изменяет форму при спряжении, а сам инфинитив остается неизменным: буд(-у/-ешь/-ет/-ем/-ете/ -ут)  говорить.

Почти все слова русской лексики, обозначающие действие, делятся на две основные группы – на глаголы, спрягающиеся по первому типу и по второму. Деление глагольной массы обусловлено тем, что каждая из названных групп имеет одинаковые личные окончания. Кроме того существует 26 разноспрягаемых глаголов. 

Глаголы 1 спряжения

Глаголы данного типа спряжения включают словоформы с любыми конечными сочетаниями, если этот тип спряжения не ограниченными параллельным – вторым спряжением. Особенность формоизменения глаголов 1-ого спр. заключается в том, что у них в некоторых личных формах, а именно: во 2 и 3 л. ед. ч., в 1 и 2 л. мн. ч. пишется гласная «е». 

Алгоритм установления правильного написания окончания глагольной словоформы I спряжения следующий:

  • по н. ф. определить спряжение;
  • если оно первое, писать в безударной флексии «е». 

Примеры: 

  • играть (I спр.) – играешь, играете; 
  • писать (I спр.) – пишешь, пишете.  

Глаголы 2 спряжения

К словам этого типа спряжения принадлежат все глагольные лексемы на «-ить», кроме пяти, четыре на «-ать» и семь на «-еть», о которых будет подробно рассказано ниже.

Характерной особенностью формоизменения глаголов 2-ого типа является то, что  во 2 и 3 л. ед. ч., в 1 и 2 л. мн. ч. в их окончаниях пишется – «и». 

Порядок определения правильного написания безударного окончания в глагольной форме аналогичен тому, что изложен в правописании первого спряжения, то есть:

  • по начальной форме определяется тип спряжения; 
  • если оно второе – в окончаниях пишется гласная «и».

Примеры: 

  • строить (II спр.) – строишь, строите; 
  • дышать (II спр.) – дышишь, дышите.

Исключения

Как было сказано выше, спряжение – постоянный признак глагола. Большая часть глагольных слов принадлежит одному из них – первому или второму, за исключением тех слов, что вопреки своим конечным сочетаниям «-ить», «-еть», «-ать» являются исключениями. 

В школьной программе указано меньшее количество глаголов-исключений – только тринадцать, хотя всего их шестнадцать:

  • «брить», «зиждиться», «носить», «стелить», «хвалить» – спрягаются по I типу, а все остальные на «-ить» по II типу;
  • «гнать», «дышать», «держать», «слышать» – вопреки всем другим на «-ать», имеют личные флексии II типа;
  • «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть», кроме остальных на «-еть» – относятся ко II спряжению. 
Похожая статья  Возвратные и невозвратные глаголы

Существуют ещё одна, малая часть глаголов, которая тоже спрягается по-особому типу и является исключением из правил формоизменения. Эти глаголы называют разноспрягаемые. Они, изменяясь по лицам и числам, принимают окончания обоих спряжений, хотя и не полностью, а только частично. 

Пример: чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут. 

В 3 л. мн. ч. глагол оканчивается как представитель I-го типа спряжения, а в остальных – как II-го.   

Всего разноспрягаемых глаголов двадцать шесть: 

  • брезжить; 
  • чтить;
  • бежать и все другие слова с префиксами «с-», «вы-», «из-», «до-», «за-», «у-», 

    «при-», «про-», «пере-», «по-», «о-», «с-», «про-», «от-», а также – сбежаться;

  • хотеть и все словоформы с префиксами  «рас-», «пере-», «за-» и постфиксом «-ся».

Но большинство из двадцати двух – это производные глаголов  «бежать» и «хотеть», так как они отличаются от базовых слов только наличием приставок и возвратным постфиксом «-ся».

Стихи для запоминания исключений

Чтобы было легче выучить наизусть перечень глагольных слов-исключений, учащиеся и взрослые прибегают к всевозможным приемам, которые порой выражаются «стишками-подсказками». Ниже приведены два самых ярких и запоминающихся текста.  

Ко второму ко спряженью 

Отнесли без сожаленья 

Все глаголы, что на «-ить», 

Кроме двух «брить» и «стелить». 

А еще четыре с «-ать»:

«Слышать», «гнать», 

«Дышать», «держать».

Чтобы глаголам не скучнеть – 

Семь добавили на «-еть»:

И  «обидеть, и  «терпеть», 

И «зависеть», и «вертеть»,

И «смотреть», и  «видеть»,

И даже – «ненавидеть». 

В первом стихотворении исключения просто перечисляются, а сами поэтические строки дают понять, что речь идет о глаголах. Но в следующем стихотворном опусе тема совсем не лингвистическая, в нём говорится о человеческих отношениях, поэтому, чтобы не искать глаголы-исключения по всему тексту, автор вынес их в конец каждой из строк.

Нужно так себя  держать, 

Чтобы свободно жить, дышать, 

Чтоб плохие мысли гнать,

А хорошее, чтоб слышать.

Обстоятельством вертеть  

Научись, чтоб не зависеть. 

Смело вдаль умей смотреть, 

Позитива больше видеть,

А неправду ненавидеть – 

Зло и фальшь нельзя терпеть,

Как и слабого обидеть.

Говорить – не  бритвой брить, 

Век учись слова стелить. 

Заключение

Всё множество слов, обозначающих в русскоязычной лексике действие и отвечающих на вопросы «что делать/сделать?», делят на группы – спряжения. Такое деление неслучайно: изменяясь по лицам и числам, одна часть глаголов имеет одни одинаковые окончания, вторая – совершенно другие.

Произношение слов не всегда правильно отражает их написание, чтобы не делать ошибок в безударных окончаниях глагольных форм, их различают по типу изменения личных окончаний: первый тип пишется с гласной «е», второй – с «и». Об этом необходимо помнить и не допускать грубых орфографических ошибок.