Чтобы понять, как подчеркнуть наречие в предложении, необходимо правильно определить его синтаксическую роль. Для этого нужно внимательно разобраться, как слова связаны между собой и найти то, с которым оно связано. Это необходимо для определения члена предложения и, соответственно, выбора способа обозначения.

Каким членом предложения бывает наречие?

Основные роли наречия в предложении – обстоятельство и определение. Кроме этого, слова, относящиеся к этой части речи, могут:

  • входить в состав сказуемого;
  • выполнять роль подлежащего;
  • быть дополнением. 

Чтобы правильно определить роль слова в синтаксической конструкции, ориентируются на 2 признака:

  • смысловое значение (что обозначает);
  • синтаксическая связь (для какого слова является объяснением, уточнением).

Алгоритм определения члена предложения для наречия следующий:

  1. определить, на какой вопрос отвечает слово;
  2. найти словосочетание, в котором оно является зависимым;
  3. определить, какой частью речи является главное слово в словосочетании с наречием.

Поскольку эта часть речи может быть практически любым членом предложения, необходимо рассмотреть примеры для каждого из возможных вариантов отдельно.

Обстоятельство

Для этой части речи такая роль является самой частой и встречается она в двух вариантах:

  • обозначение признака действия;
  • обозначение признака другого признака.

Обозначает признак действия

Эта смысловая функция –  наиболее частотная для наречий в русском языке. В таком случае в предложении можно выделить словосочетание, состоящее из глагола (главного слова) и зависимого от него слова, отвечающего на вопросы как? куда? когда? где? и т.д. 

Пример 1. 

Солнце светит ярко.

В словосочетании «светит ярко» главное слово – глагол «светит». Его признак называет наречие, отвечающее на вопрос «как?»: 

светит (как?) ярко.

«Ярко» — обстоятельство.

Пример 2. 

Птицы просыпаются рано.

В словосочетании «просыпаются рано» главное слово – глагол «просыпаются». Его признак называет наречие, отвечающее на вопрос (когда?): 

просыпаются (когда?) рано.

«Рано» — обстоятельство.

Наречия, которые заканчиваются на –о, могут образовывать степени сравнения. При этом их роль в словосочетании и предложении сохраняется:

Примеры 3, 4.

Солнце светит ярче. Птицы просыпаются раньше.

Сравнительная степень наречий «ярче», «раньше» не меняет их синтаксической роли. Эти слова обозначают признак действия, относятся к глаголам и являются обстоятельствами.

Признак другого признака

Если в предложении наречие зависит от прилагательного или другого наречия, говорят о том, что оно обозначает признак другого признака.

Пример 5. 

Задание было выполнено совершенно замечательно.

В словосочетании «совершенно замечательно» главное слово – наречие «замечательно». Его признак обозначается другим наречием, которое является зависимым от главного: 

замечательно (насколько?  в какой мере?) совершенно

Пример 6. 

Из комнаты послышался очень приятный голос.

В словосочетании «очень приятный» главное слово – прилагательное «приятный». Его признак обозначается зависимым от него наречием: 

приятный (насколько? в какой мере?) очень.

Слова «замечательно» и «очень» также являются обстоятельством. Они выражают характеристику качества, количества или интенсивности другого признака.

Обстоятельство, выраженное наречием, подчеркивается штрихпунктирной линией. Она представляет собой чередование точки и тире.

Определение

Особым случаем синтаксической связи является словосочетание существительного в роли главного слова и зависимого от него наречия. Тогда говорят о несогласованном определении. Это означает, что зависимое слово сохраняет свою форму, как бы ни менялось существительное, к которому оно относится:

Пример 7:

В доме напротив слушали музыку.

У дома напротив рос куст сирени.

За домом напротив паслись кони.

Во всех этих предложениях наречие «напротив» относится к существительному «дом», которое меняет свою форму. Зависимое слово остается неизменным, хотя меняется вопрос, на который оно отвечает:

(в) доме (каком?) напротив

(у) дома (какого?) напротив

(за) домом (каким?) напротив

Во всех этих примерах наречие является несогласованным определением.

Определение, выраженное наречием, подчеркивается волнистой линией.

Часть сказуемого

Частью грамматической основы предложения может быть сказуемое, состоящее из 2 и более слов. Одно из них – глагол в начальной форме, отвечающий на вопросы «что делать?», «что сделать» или модальный глагол в любой форме (быть, стать, должен, могу и т.д.). Вторым словом в составе такого сказуемого может быть наречие.

Похожая статья  Как образуются степени сравнения наречий?

Пример 8.

К полуночи стало темно.

Это односоставное предложение, поскольку в нем нет подлежащего. Первую часть сказуемого найти легко – это глагол «стало» (что сделало?). Поскольку это модальный глагол, который сам по себе не имеет смысла, к нему должна быть присоединена смысловая часть — это слово «темно»:

стало (как?) темно.

Сказуемое здесь состоит из глагола и именной части речи: «стало темно». Такой главный член называют составным именным сказуемым. Наречие является его частью.

Такие случаи необходимо отличать от предложений, где употреблены слова-омонимы. Они выглядят совершенно одинаково, но относятся к разным частям речи.

Пример 9.

К полуночи стало темно.

Его лицо темно и задумчиво.

В мыслях моих темно.

В первом предложении слово «темно» является наречием и входит в состав сказуемого. Оно отвечает на вопрос «как?» и сохраняет свою форму при смене формы глагола (К полуночи стало темно/К полуночи станет темно). Неизменяемость – один из главных признаков наречия.

Во втором предложении то же самое слово «темно» является кратким прилагательным. Проверить это можно следующими способами:

  • Заменить его на полное прилагательное: Его лицо тёмное и задумчивое.
  • Изменить предложение и понаблюдать за формой слова: Его лицо темно и задумчиво/Его глаза темны и задумчивы/Его взгляд темен и задумчив. При смене рода существительного, к которому относится слово «темно», его форма тоже меняется.

В третьем случае слово «темно» относится в словам категории состояния.

Во всех рассмотренных случаях омоним хоть и относится к разным частям речи, является сказуемым. Однако, при выполнении разбора предложения обычно требуется указать и часть речи, которым выражен тот или иной член предложения. Поэтому важно отличать наречие от омонимичных слов, которые являются прилагательными или словами категории состояния.

Все части составного сказуемого, в том числе и наречие, подчеркиваются двойной прямой линией.

Подлежащее

Для обнаружения подлежащего следует задать вопрос «о ком или о чем говорится в предложении?». Наречие в такой необычной синтаксической роли указывает на предмет, о котором сообщается в высказывании.

Пример 10.

Сегодня никогда не повторится.

Слово «сегодня», которое обычно отвечает на вопрос «когда?», в данном случае указывает на временной промежуток, являющийся темой высказывания. Для проверки можно заменить его смысловым синонимом-существительным, например, словом «день». Оно будет употреблено в форме именительного падежа, что указывает на его роль подлежащего:

День никогда не повторится.

Это означает, что и слово «сегодня», подразумевающее слово «день», тоже является подлежащим.

Подлежащее, выраженное наречием, подчеркивается одной чертой.

Дополнение

Этот вариант – самая экзотическая роль наречия в предложении, когда оно отвечает на один из вопросов косвенного падежа существительного и по смыслу заменяет его.

Пример 11.

Мы ушли далеко.

Слово «далеко» отвечает на вопрос «куда?», а не «как?». Это вопрос косвенного падежа, на который отвечает дополнение. Для проверки можно использовать и прием замены, используя подходящее по смыслу существительное с предлогом:

Мы ушли за реку.

«За реку» отвечает также на вопрос «куда?» и является дополнением. Это подтверждает правильность определения синтаксической роли слова «сегодня».

Дополнение, выраженное наречием, подчеркивается пунктирной линией.

Заключение

Таким образом, наречие выполняет в предложении различные синтаксические роли. Чтобы понять, как подчеркнуть эту часть речи, необходимо установить связи между словами, определить грамматическую основу, выделить словосочетания, главные и зависимые слова. На основании выполненной аналитической работы можно понять, каким членом предложения является наречие, и выбрать правильный вариант его подчеркивания.