Описать предмет, человека, живое существо и даже отвлечённое понятие нам помогают прилагательные. Эти слова называют качества, признаки, свойства. В процессе общения бывает недостаточно назвать признак, нужно сравнить предмет по этому качеству с другими, подобными ему: выше и сильнее одноклассников, самое нарядное платье. Именно для сопоставления объектов друг с другом используются степени сравнения прилагательных.

Какие прилагательные могут образовывать степени сравнения?

Образовывать степени сравнения могут далеко не все прилагательные. Это привилегия качественных прилагательных, то есть тех, что называют постоянно присущее объекту качество: высокий – выше, более высокий, менее высокий; лёгкий – легче, более лёгкий, менее лёгкий.

Слова, относящиеся к относительному и притяжательному разрядам, степеней сравнения не образуют. Можно быть более спокойным, самым вежливым, но нельзя быть более бетонным, самым кленовым или менее заячьим. Существуют две степени сравнения:

  • сравнительная;
  • превосходная.

У каждой степени есть простая и составная формы. Но даже среди качественных прилагательных не всякое слово образует все четыре формы. Например, у слов слепой, гордый простых форм сравнения нет. Нет простых форм у прилагательных, которые не могут образовывать краткую форму. Это часто слова с суффиксами -ов/ев-, -аст-, -ист-, -ск- (, деловой, цветастый, породистый, дружеский).

Степени сравнения прилагательных

Таблица степеней сравнения прилагательных:

Прилагательное Сравнительная степень Превосходная степень
Простая форма Составная форма Простая форма Составная форма
достойный достойнее более достойный достойнейший самый достойный
тёплый теплее менее тёплый теплейший теплее всего
горький горше более горький горчайший  самый горький

Формы сравнительной степени

Сравнительная степень прилагательного называет признак, свойственный данному предмету в большей или меньшей степени, чем другим, однородным ему: Эти ножницы гораздо острее остальных. На этот раз история была менее забавной. Или качество проявляется в предмете сильнее или слабее, чем в иной период времени: Утром пациент выглядел бодрее, чем вчера. Ребята вернулись с поля более усталыми, чем в прошлый раз.

Простая

Простая форма образуется прибавлением к основе прилагательного словоизменительных суффиксов:

  •  -е- (твёрдый → твёрже, мелкий →мельче);
  •  -ее-/ -ей- (сильный → сильнее, сильней добрый → добрее, добрей );
  • -ше- (горький → горше, далёкий → дальше);
  •  -же- (глубокий →глубже, близкий → ближе).

При этом иногда происходит чередование согласных звуков (дорогой →дороже, простой → проще), часто усекается суффикс -к-, -ок-/-ёк-, если он был (близкий →ближе, высокий →выше). Редко, но случается и так, что простая форма сравнительной степени не является однокоренным словом к исходному прилагательному. Это называется аналитическая форма: хороший → лучше, маленький → меньше. 

Прилагательное в простой форме − неизменяемое слово, у него нет окончания. В предложении оно чаще всего является сказуемым (Дни короче, ночи длиннее.), иногда – обособленным определением (Один из парней, выше и увереннее других, подошёл к нам.).

Похожая статья  Как подчеркивается прилагательное в предложении?

Составная

Составную форму сравнительной степени образуют частицы более и менее, присоединённые к прилагательному в полной или краткой форме. Светлый → более светлый, более светел; толстый → менее толстый, менее толст. Прилагательное в составной форме может выполнять функцию именного сказуемого или определения. (К концу собрания прозвучали более острые выступления. Разговор стал менее оживлённым.)

Формы превосходной

Превосходная степень сравнения означает признак, выраженный в данном объекте в наивысшей степени. Предмет превосходит в этом отношении все подобные ему предметы. Эльбрус – высочайшая горная вершина России. Самая высокая гора на земном шаре – Эверест. Превосходная степень тоже реализуется в простой и составной формах.

Простая

Эта форма создаётся суффиксальным способом, прибавлением к основе суффиксов -айш- (после букв х, к, г) или -ейш-. При образовании слова порой происходит чередование звуков (строгий → строжайший, глубокий → глубочайший), усечение конечных букв основы (низкий →нижайший). Иногда степень проявления признака усиливается с помощью приставки наи- (наисерьёзнейший, наиважнейший).

Составная

Эта форма образуется тремя способами.

  1. Прибавление частицы самый к прилагательному (привлекательный → самый привлекательный, твёрдый → самый твёрдый).
  2. Присоединение слов наиболее или наименее (приемлемый → наименее приемлемый, точный → наиболее точный).
  3. Прибавление к прилагательному в простой форме сравнительной степени местоимений весь или всё в родительном падеже (упрямый → упрямей всех, важный → важнее всего).

Основная синтаксическая роль составной формы – определение или сказуемое (Самые дорогие украшения хранились в сейфе. Моя бабушка добрее всех на свете.)

Ошибки и трудности

В речи малообразованных людей можно заметить неправильное употребление суффиксов. Например, в предложении: А нет ли у вас брюк подлиньше, покрасивше и подешевше все прилагательные образованы неправильно. Это грубая речевая ошибка.

В письменной речи случаются проблемы с прилагательными, образованными приставочно-суффиксальным способом, одновременным присоединением проставки по- и суффикса -е-, -ее/ей-. (длинный →подлиннее, дешёвый → подешевле, весёлый → повеселей). Приставку ошибочно пишут раздельно, мотивируя тем, что в исходном слове её не было.

И наконец самая частая грамматическая ошибка – неправильное образование составной формы. В обеих степенях составная форма образуется прибавлением частицы к обычному прилагательному, а не к его простой форме сравнения. Правильно: более точный, менее правильный, самый преданный. Неправильно и абсолютно недопустимо: более точнее, менее правильнее, самый преданнейший.

Заключение

Прилагательные в сравнительной или превосходной степени имеют дополнительное значение, заключающееся в сопоставлении меры проявления признака. Они выполняют важную роль в создании высказывания, точного оформления мысли говорящего. Поэтому необходимо уметь правильно образовывать и уместно использовать прилагательные любой степени сравнения.