Падежи – важная грамматическая категория в русском языке. Падежи начинают изучать в 3 классе. Полученные знания пригождаются на протяжении всего периода обучения в школе и помогают освоить другие темы и разделы языкознания.
Читайте в статье
Что это такое?
Падеж – это такая грамматическая категория имени (существительного, местоимения, прилагательного, а также причастия и числительного, в частности порядкового), которая регулирует отношения между словами. При помощи падежей мы понимаем, какую роль в высказывании играет то или иное существительное.
Основной вопрос всех родителей – зачем учить и знать падежи. Дело в том, что русский язык в школе нужен не только для того, чтобы научить ребёнка правильно писать, но и глубже мыслить, понимать смыслы более точно. А ещё этот предмет знакомит школьников с основами науки языкознание.
Как работает падеж в русском языке? Слово становится в конкретную форму рядом с другим словом, и мы понимаем, какую роль в высказывании оно играет.
Какие бывают падежи, вопросы к ним, падежные предлоги
В русском языке 6 падежей:
- Именительный;
- Родительный;
- Дательный;
- Винительный;
- Творительный;
- Предложный.
Подробно с их значениями знакомятся уже в высших учебных заведениях. В школе учат названия, вопросы к ним, окончания (которые зависят от типа склонения существительного).
Третьеклашкам бывает нелегко запомнить названия падежей, поэтому уже давно были придуманы различные стишки и запоминалки. Одна из таких: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. Здесь каждая заглавная буква соответствует первой букве названия падежа.
Есть и совсем простой стих:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный –
Ну, разве это сложно?
Научиться определять падеж можно, выучив вопросы к ним и вспомогательные слова.
Падеж | Вспомогательное слово и вопросы | Предлоги | Примеры |
Именительный | Есть кто? что? | — | Папа, мост, море, мышь. |
Родительный | Нет кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме. | У папы, от моста, около моря, кроме мыши. |
Дательный | Дать кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно | Благодаря папе, к мосту, по морю, к мыши. |
Винительный | Видеть кого? что? | под, за, про, через, в, на, во | За папу, через мост, за море, про мышь. |
Творительный | Восхищаться кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед | С папой, над мостом, за морем, перед мышью. |
Предложный | Думать о ком? о чём? | в, о, об, на, при, по | При папе, на мосту, при море, о мыши. |
Именительный падеж никогда не употребляется с предлогами. Бывает, что формы винительного и именительного падежа (у неодушевлённых существительных) совпадают, что вызывает затруднения при определении падежа. В этом случае, если при слове есть предлог, можно заключить, что оно точно стоит не в именительном падеже.
Именительный падеж называется прямым. Все остальные – косвенными. Предложный падеж всегда употребляется с предлогами, что понятно из его названия. Все остальные падежи могут употребляться как с предлогами, так и без них.
Правила склонения существительных по падежам
Как уже говорилось выше, правило написания падежных окончаний зависят от типа склонения. В русском языке различают 3 основных склонения, которые изучают в 4 классе. А на 6м году обучения в школе к ним добавляют ещё 4 дополнительных. Подробно они указаны в таблице.
Тип склонения | Виды существительных | Пример |
1-е склонение | Существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, (-я). | Мама, папа, земля, работяга и пр. |
2-склонение | Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е. | Село, поле, карандаш, стул и пр. |
3-склонение | Существительные женского рода с нулевым окончанием. | Мышь, ночь, речь, степь и пр. |
Разносклоняемые существительные. | 10 существительных, которые оканчиваются на –мя. | Семя, знамя, пламя, вымя, темя, стремя, время, имя, бремя, стремя. |
Особо склоняемые существительные | Таких в русском языке всего 2. | Путь, дитя. |
Сущесвительные, склоняемые по типу прилагательных. | Существительные, образованные от прилагательных. | Рядовой, часовой, столовая, мороженое и пр. |
Несклоняемые существительные. | Эти существительные во всех падежах имеют одинаковую форму, как правило, они пришли в русский язык из других языков. | Пальто, такси, кимоно, колибри и пр. |
В зависимости от того, к какому типу склонения относится существительное, формируется и ряд окончаний, который нужно запомнить.
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Имен | -а, -я | Папа, земля. | Нулевое, -о, -е. | Брат, мост, окно, поле. | Нулевое | Мышь |
Родит | -ы, -и | Папы, земли | -а, я. | Брата, моста, окна, поля. | -и | Мыши |
Дат | -е | Папе, земле. | -у, -ю. | Брату, мосту, окну, полю. | -и | Мыши |
Винит | -у, -ю | Папу, землю. | Нулевое, -а, -я, -о, -е. | Брата, мост, окно, поле. | Нулевое | Мышь |
Творит | -ой, ей | Папой, землёй. | -ом, -ем. | Братом, мостом, окном, полем. | -ю | Мышью |
Предл | -е | Папе, земле. | -е, -и. | Брате, мосте, окне, поле. | -и | Мыши |
Как определить?
Определить падеж существительного можно, задав вопрос от определяющего слова. Обычно задаются парные вопросы, которые относятся к одушевлённым (кто) и неодушевлённым (что) словам.
Алгоритм такой:
- Найти слово, от которого зависит исследуемое слово.
- Задать парный вопрос от найденного слова к исследуемому.
- Определить падеж по заданному вопросу.
Например, в предложении «Туча закрыла солнце». Чтобы определить падеж слова «солнце», нужно найти слово от, которого оно зависит. В данном случае это слово «закрыла». Далее нужно задать вопрос таким образом: закрыла (кого? что?) солнце. Заранее выучив падежные вопросы, легко определить, что это винительный падеж.
Заключение
Изучение падежей в школе это сложный и вместе с тем увлекательный процесс. Ребёнку, которому нравится исследовать, будет интересно разбираться в связях между словами.