Падежи – важная грамматическая категория в русском языке. Падежи начинают изучать в 3 классе. Полученные знания пригождаются на протяжении всего периода обучения в школе и помогают освоить другие темы и разделы языкознания.

Что это такое?

Падеж – это такая грамматическая категория имени (существительного, местоимения, прилагательного, а также причастия и числительного, в частности порядкового), которая регулирует отношения между словами. При помощи падежей мы понимаем, какую роль в высказывании играет то или иное существительное.

Основной вопрос всех родителей – зачем учить и знать падежи. Дело в том, что русский язык в школе нужен не только для того, чтобы научить ребёнка правильно писать, но и глубже мыслить, понимать смыслы  более точно. А ещё этот предмет знакомит школьников с основами науки языкознание.

Как работает падеж в русском языке? Слово становится в конкретную форму рядом с другим словом, и мы понимаем, какую роль в высказывании оно играет.

Какие бывают падежи, вопросы к ним, падежные предлоги

В русском языке 6 падежей:

  • Именительный;
  • Родительный;
  • Дательный;
  • Винительный;
  • Творительный;
  • Предложный.

Подробно с их значениями знакомятся уже в высших учебных заведениях. В школе учат названия, вопросы к ним, окончания (которые зависят от типа склонения существительного).

Третьеклашкам бывает нелегко запомнить названия падежей, поэтому уже давно были придуманы различные стишки и запоминалки. Одна из таких: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. Здесь каждая заглавная буква соответствует первой букве названия падежа.

Есть и совсем простой стих:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный –

Ну, разве это сложно?

Научиться определять падеж можно, выучив вопросы к ним и вспомогательные слова.

Падеж Вспомогательное слово и вопросы Предлоги Примеры
Именительный Есть кто? что? Папа, мост, море, мышь.
Родительный Нет кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме. У папы, от моста, около моря, кроме мыши.
Дательный Дать кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно Благодаря папе, к мосту, по морю, к мыши.
Винительный Видеть кого? что? под, за, про, через, в, на, во За папу, через мост, за море, про мышь.
Творительный Восхищаться кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед С папой, над мостом, за морем, перед мышью.
Предложный Думать о ком? о чём? в, о, об, на, при, по При папе, на мосту, при море, о мыши.

Именительный падеж никогда не употребляется с предлогами. Бывает, что формы винительного и именительного падежа (у неодушевлённых существительных) совпадают, что вызывает затруднения при определении падежа. В этом случае, если при слове есть предлог, можно заключить, что оно точно стоит не в именительном падеже.

Именительный падеж называется прямым. Все остальные – косвенными. Предложный падеж всегда употребляется с предлогами, что понятно из его названия. Все остальные падежи могут употребляться как с предлогами, так и без них.

Похожая статья  Особенности несклоняемых имен существительных

Правила склонения существительных по падежам

Как уже говорилось выше, правило написания падежных окончаний зависят от типа склонения. В русском языке различают 3 основных склонения, которые изучают в 4 классе. А на 6м году обучения в школе к ним добавляют ещё 4 дополнительных. Подробно они указаны в таблице.

Тип склонения Виды существительных Пример
1-е склонение Существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, (-я). Мама, папа, земля, работяга и пр.
2-склонение Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е. Село, поле, карандаш, стул и пр.
3-склонение Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мышь, ночь, речь, степь и пр.
Разносклоняемые существительные. 10 существительных, которые оканчиваются на –мя. Семя, знамя, пламя, вымя, темя, стремя, время, имя, бремя, стремя.
Особо склоняемые существительные Таких в русском языке всего 2. Путь, дитя.
Сущесвительные, склоняемые по типу прилагательных. Существительные, образованные от прилагательных. Рядовой, часовой, столовая, мороженое и пр.
Несклоняемые существительные. Эти существительные во всех падежах имеют одинаковую форму, как правило, они пришли в русский язык из других языков. Пальто, такси, кимоно, колибри и пр.

В зависимости от того, к какому типу склонения относится существительное, формируется и ряд окончаний, который нужно запомнить.

Падеж 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
окончания примеры окончания примеры окончания примеры
Имен -а, -я Папа, земля. Нулевое,   -о, -е. Брат, мост, окно, поле. Нулевое Мышь
Родит -ы, -и Папы, земли -а, я. Брата, моста, окна, поля. Мыши
Дат Папе, земле. -у, -ю. Брату, мосту, окну, полю. Мыши
Винит -у, -ю Папу, землю. Нулевое,    -а, -я, -о, -е. Брата, мост, окно, поле. Нулевое Мышь
Творит -ой, ей Папой, землёй. -ом, -ем. Братом, мостом, окном, полем. Мышью
Предл Папе, земле. -е, -и. Брате, мосте, окне, поле. Мыши

Как определить?

Определить падеж существительного можно, задав вопрос от определяющего слова. Обычно задаются парные вопросы, которые относятся к одушевлённым (кто) и неодушевлённым (что) словам.

Алгоритм такой:

  1. Найти слово, от которого зависит исследуемое слово.
  2. Задать парный вопрос от найденного слова к исследуемому.
  3.  Определить падеж по заданному вопросу.

Например, в предложении «Туча закрыла солнце». Чтобы определить падеж слова «солнце», нужно найти слово от, которого оно зависит. В данном случае это слово «закрыла». Далее нужно задать вопрос таким образом: закрыла (кого? что?) солнце. Заранее выучив падежные вопросы, легко определить, что это винительный падеж.

Заключение

Изучение падежей в школе это сложный и вместе с тем увлекательный процесс. Ребёнку, которому нравится исследовать, будет интересно разбираться в связях между словами.