На первый взгляд, употребление в письменной речи слов единственного и множественного числа кажется очень простым: кукла − куклы, лист − листья, дом − дома. Однако категория числа не так проста, как кажется. Например, правильным будет вариант «инструктора» или «инструкторы»?

Как правильно пишется?

В письменной речи параллельно употребляются оба слова: и «инструктора», и «инструкторы».

Они являются словоформами лексемы «инструктор».

«Инструктора» − форма единственного числа родительного падежа. Отвечает на вопрос «кого?».

«Инструкторы» − форма множественного числа именительного падежа. Никакого окончания «а» в данном случае быть не может! Отвечает на вопрос «кто?». Запомнить словоформу помогут следующие рифмующиеся строки:

Учтите эти факторы:

Там будут только лекторы,

Инструкторы, кондукторы,

Инспекторы и ректоры.

Происхождение и значение слова «инструктор»

Слово «инструктор» является многозначным:

  1. Должностное лицо, инструктирующее и осуществляющее проверку деятельности вверенных ему работников, разных организаций, предприятий.
  2. Человек, обучающий какой-либо специальности, мастерству, делу.

Изначально термин «īnstrūctor» возник в латинском языке, имел значение: «организатор, устроитель», а латинское слово «īnstruere» трактовалось как «вставлять, вводить; воздвигать; наставлять, обучать».

Французы заимствовали слово и пополнили свои словари понятием «instructeur». Именно из этого европейского языка в русский пришло слово «инструктор». Однако до ХХ века термин имел достаточно узкую сферу употребления, поскольку трактовка была следующая: «офицер, обучающий нижних чинов стрельбе в цель, и унтер-офицер, обучающий их гимнастике». В начале ХХ века сложилось общее значение, а через некоторое время добавилось и второе современное значение.

Морфемный разбор слова «инструктор»

Разбор слова по составу: инструктор.

инструктор

Лексема состоит из корня и нулевого окончания. При изменении по числам и падежам окончание приобретает «материальность»: попросил инструктора, отдал инструктору, вижу инструктора, горжусь инструктором, говорю об инструкторе, любимые инструкторы.

Похожая статья  Как пишется выражение «с глазу на глаз»?

В каких случаях пишут «инструкторы»

Слово «инструкторы» стоит употребить в устной и письменной речи в том случае, если вы намереваетесь использовать его в форме множественного числа именительного падежа.

В предложении это слово будет выполнять функцию главного члена – подлежащего.

Примеры предложений

  1. Все инструкторы прекрасно справились с поставленной задачей: обучили новичков выживанию в экстремальных условиях.
  2. Требуются инструкторы, специализирующиеся на оздоровительной физической культуре.
  3. Тренеры-инструкторы провели вводный инструктаж и повели группу к склону горы.
  4. Для проведения прыжков с парашютом были назначены инструкторы на линии стартового осмотра.
  5. Инструкторы должны осуществлять проверку согласно локальным актам.

В каких случаях пишут «инструктора»

Слово «инструктора» стоит употребить в устной и письменной речи, если вы намереваетесь использовать его в форме единственного числа родительного падежа. Соответственно, лексема должна отвечать на вопрос «кого?».

В предложении это слово будет выполнять функцию второстепенного члена – дополнения.

Примеры предложений

  1. Никогда не могу застать инструктора по вождению на своём рабочем месте.
  2. У вас ещё до сих пор нет личного инструктора по фитнесу? Срочно обратитесь к администратору!
  3. Ася попросила инструктора ещё раз продемонстрировать, как правильно выполнять этот трюк с питомцем.
  4. Для возобновления поисковых работ катастрофически не хватало квалифицированного инструктора.
  5. Устройся на должность инструктора тренажерного зала, достойный оклад тебе гарантирован.

Ошибочное написание слов «инструктора» и «инструкторы»

Ошибку можно допустить в корне слов. Вместо безударной непроверяемой гласной «о» возможно написание «а» или «ы»: инструктара, инструктары, инструктыра, инструктыры.

Ни в коем случае нельзя путать формы слов «инструктора» и «инструкторы». Их написание является верным, нужно уметь разграничивать данные слова в зависимости от контекста.