Словосочетание
Слова тем или иным способом соединяются вместе. Из полученных сочетаний затем составляются предложения. На первый взгляд словосочетания кажутся простыми комбинациями любых слов, но они имеют особенности.
Что это такое?
Не каждые расположенные рядом слова считаются словосочетаниями. В них соединяются только связанные по смыслу и грамматическим признакам. На смысловую связь указывает вопрос, задаваемый от одного слова к другому. То, от которого задается вопрос, будет главным словом, а зависимое на него отвечает. Такая связь, когда один компонент зависит от другого, является подчинительной.
Грамматическая связь определяется уподоблению зависимого слова главному или по наличию предлога. В словосочетаниях она может не отражаться, но смысл между словами обязателен.
На основании таких признаков словосочетаниями не будут считаться:
- Подлежащее и сказуемое – между собой они равноправны.
- Фразеологические обороты.
- Сочетания со служебной частью речи. Передо мной.
- Глагол в безличной или страдательной форме со словом в творительном падеже. Придуман нами.
- Однородные члены предложения.
О том, какие сочетания слов не являются словосочетаниями, читайте здесь.
Отличие от предложения
Таблица. Сравнение словосочетания и предложения:
Характеристика | Словосочетание | Предложение |
Смысловая функция | Неполная информация | Выражение законченной мысли |
Структура | Состоит из нескольких слов, входит в состав предложения | Состоит из нескольких словосочетаний или слов |
Форма | Главное и зависимое слово | Грамматическая основа. Оформлено прописной буквой и знаками препинания. |
Связь | Подчинительная | Сочинительная и подчинительная. |
Виды по главному слову
Главное слово может выражаться разными частями речи. В зависимости от этого существуют следующие виды словосочетаний.
- Именные, в которых управляющее слово – существительное, местоимение, прилагательное или числительное. План помещения, достойный награды.
- Глагольные. Пить сок.
- Наречные. Справа от меня.
Виды по зависимому слову
Словосочетания можно классифицировать по зависимому слову и вопросу, задаваемому к нему.
- Определительные, в которых зависимое слово сообщает признак предмета. Волосы (какие?) кудрявые.
- Объектные, в них зависимое слово означает объект действия. Написать стихотворение, внимательный к детям.
- Субъектные. Зависимое слово обозначает лицо или предмет, которые совершают действие. Приезд отца, шлепок ладонью.
- Обстоятельственные, в которых зависимое слово определяет признак действия. Любить (как?) крепко, отправиться (куда?) на встречу.
Подробнее о видах словосочетаний рассказывается здесь, а из этой статьи вы узнаете, как определить главное и зависимое слово.
Типы по структуре
По структуре сочетания можно разделить на простые и сложные. Простые состоят из двух или трех слов, если они составляют единую форму.
Женщина средних лет – «средних лет» представляет собой цельное сочетание.
Сложные состоят из трех и более слов. Связи между ними могут быть трех видов:
- С последовательным подчинением. Слова зависимы поочередно. Очень красиво писать.
- С параллельным подчинением. Знаменитая картина художника. Сочетание можно разделяется на простые с общим главным словом. Картина (какая?) знаменитая и картина (кого?) художника.
- Сочетание последовательного и параллельного подчинения. Прочитать фантастический роман известного писателя. Можно найти несколько сочетаний с разными главными словами.
Больше информации о простых и сложных словосочетаниях дано в этой статье.
Виды синтаксической связи
Связи зависимых и главных слов можно разделить на три вида.
Согласование
Главное и зависимое слово имеют одинаковые падеж, род и число. Грамматические признаки изменяются у обоих компонентов одновременно. Как главное слово употребляются существительное или местоимение, а зависимое – местоимение, прилагательное, причастие и порядковое числительное.
Утром (каким?) ранним.
Управление
Зависимое слово ставится в форму косвенного падежа, которого требует главное слово. Связь между словами создается с помощью вопросов соответствующего падежа и предлогов, если они должны быть по падежной форме. Как главное слово употребляется любая часть речи, но в качестве зависимого – местоимение и существительное.
Директор (чего?) компании.
Окончание при склонении меняется только у главного слова. Директору компании.
Примыкание
В словосочетании определяется только связь по смыслу, поэтому зависимое слово не изменяется. В примыкающем сочетании могут соединяться любые части речи. Идти (как?) не спеша.
Подробнее о видах связи в словосочетаний рассказывается в этой статье.
Синтаксический разбор
В процессе анализирования словосочетания определяются все его характеристики. Разбор удобно проводить, придерживаясь следующего порядка.
План синтаксического разбора словосочетания с примером:
- Выделение словосочетания из предложения. Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки. (И. С. Тургенев). Сочетание Я кивнул не подходит, так как является основой. По требованиям подходит следующее – Кивнул ему головой.
- Главное и зависимое слово. Для их обозначения задается вопрос. Кивнул (кому?) ему и (чем?) головой. Вопросы ставятся от кивнул, его надо отметить как главное знаком ×. Остальные – зависимые, к ним проводятся стрелки, вопросы указываются сверху.
- Тип по главному слову. Кивнул (что сделал?), сочетание относится к глагольным.
- Тип по структуре. Данное сочетание разделяется на два: кивнул головой и кивнул ему. Управляющее слово общее, значит, словосочетание – сложное с параллельным подчинением.
- Вид связи. Вопрос кому? относится к дательному падежу, а вопрос чем? – к творительному. Если изменить слово кивнуть, то зависимые останутся прежними: Кивнуть ему головой. Такие признаки показывают управление.
- Тип по зависимому слову. Кивнуть ему. Компоненты обозначают действие и объект действия – это объектный тип.
Кивнуть головой. Компоненты обозначают действие и действующий предмет – голова кивает. Это субъектный вид.
По результатам разбора видно, что словосочетания обладают обязательными признаками:
- структура из главных и зависимых слов;
- смысловая связь;
- подчинительная связь.
Этим они отличаются от любых совокупностей слов и от предложений.
Заключение
Речь состоит из предложений, которые образуются из словосочетаний. Знание и понимание характеристик сочетаний слов помогут точно выражать мысли, понимать речь и текст.