При изучении русского языка приходится часто сталкиваться с различными видами анализов текста, предложений, звуков. Наиболее интересный анализ – лексический разбор слова.

Что это такое?

Лексический разбор означает анализ слова как лексической единицы, с указанием его значения, происхождения, употребления, наличия омонимов, антонимов, паронимов, синонимов.

При анализе рассматривается сама суть слова. В каком значении оно употребляется, какие имеет корни происхождения, есть ли близкие или противоположные слова по значению.

Как делать?

Делать лексический анализ слова довольно интересно. Здесь нужно не только объяснить смысловое значение, но и определить происхождение слова, в каких значениях оно может употребляться в другом контексте.

Следует показать, в какой сфере употребляется слово, подобрать антонимы, синонимы. Для полного анализа потребуется обратиться к целому ряду словарей, в том числе орфографическому, толковому, фразеологическому, этимологическому. Это приучит школьника к самостоятельной работе, умению анализировать и систематизировать знания.

  1. Первым делом нужно узнать, сколько значений у слова. Если значений несколько, то в контексте предложения нужно выявить, что означает лексема в данном случае.
  2. Далее следует определить, в прямом значении употреблено слово или в переносном. Если значение переносное, то потребуется определить вид художественного тропа. Это может быть, например, метонимия, синекдоха, метафора.
  3. Следующий шаг – сделать подбор близких по значению слов и противоположных. Не у всех слов могут быть подобраны антонимы. Антонимы получится подобрать к словам, значения которых заключают в себе противоположные качественные признаки.
  4. Далее нужно определиться с происхождением лексемы – исконно русское, либо заимствованное из других языков. Здесь на помощь придет этимологический словарь. Некоторые крупные толковые словари также могут содержать сведения о происхождении определенных слов.
  5. На следующем этапе уточняется употребление лексемы – общеупотребительное или ограниченное. Если лексему употребляют в ограниченной группе, нужно указать в какой.
  6. Далее следует выяснить, является ли слово устаревшим, либо активно употребляется в современной речи.
  7. На завершающем этапе указывается, является ли слово частью фразеологического оборота, либо самостоятельно используется в качестве фразеологизма.
Похожая статья  Слова, употребляемые в определенной местности - диалектизмы

План

Лексический разбор слова проводят по определенному плану. При анализе слова нужно определить:

  1. Количество значений, если их несколько, то слово является многозначным.
  2. В каком значении употребляется в конкретном предложении или тексте.
  3. Тип значения – прямое или переносное.
  4. Вид переносного значения, например, метафора, метонимия и др.
  5. Наличие синонимов.
  6. Наличие антонимов.
  7. Этимологию происхождения – слово родное или заимствованное из другого языка.
  8. Применение – общеупотребительное или ограниченное (профессионализмы, диалектизмы и др.)
  9. Современность.
  10.  Входит ли слово в состав фразеологического оборота.

Пример

Теоретические знания лучше откладываются в памяти, если их закрепить на практике. Для того чтобы лучше понять суть лексического разбора, разберем конкретный случай по плану.

Чай в фарфоровой чашке помог согреться после ненастной погоды. Проведем лексический анализ слова «чашка».

  1. Имеет несколько значений.
    • Круглый сосуд для питья небольшого объема. (На подносе стоял кофейник и кофейные чашки).
    • Мера объема, которая помещается в чашке. (Для пирога потребовалось три чашки муки).
    • Деталь какой-либо технической конструкции, имеющей форму полушария и круглого углубления.
  2. В данном предложении употреблено в первом значении — круглый сосуд для питья небольшого объема.
  3. Прямое значение.
  4. Синонимы – кружка, миска, пиала, блюдце, стакан, сосуд.
  5. Антонимов нет.
  6. Происхождение – древнерусское «чаша» происходит от праславянского языка.
  7. Общее употребление.
  8. Современное слово.
  9. Входит в состав фразеологического оборота «чашка весов».

Заключение

Лексический разбор поможет ученикам повысить грамотность, вызовет интерес к происхождению и употреблению слов. Школьники научатся основам анализа, а также смогут приобщиться к работе с различными словарями. Изучая историю определенного слова, можно отследить, как менялся язык с течением времени.

Чаще всего лексический анализ относят к факультативному виду разбора. Такой анализ обычно не дают в качестве контрольной работы. Он помогает улучшить понимание слова как лексической единицы, получить знания о полисемантике слова.